«Если бы я родилась умной, то никогда бы не стала журналистом»
Когда в семье потомственных ученых-генетиков в новосибирском Академгородке родилась девочка, никто не сомневался, что на свет появилась будущая Грюнберг-Манаго, ну или на худой конец Софья Ковалевская. Но уже в пять лет, глядя на дочку, папа заподозрил неладное: «по-моему, у нас растет гуманитарий».
Как отнеслись родители к Вашему желанию заниматься литературой?
Ни у меня, ни у них не было выбора. Когда встал вопрос о моем будущем и поступлении в институт, я сказала родителям: «единственное что я умею и люблю делать – это читать и писать». Ни разговоры о том, что литератор – это не профессия, ни устоявшееся мнение о том, что поступить на журналистский факультет или филологический в Москве без блата невозможно, не остановили моей решимости. Закончив школу, я без колебаний поехала в Москву поступать в Литературный институт им. Горького. Меня приняли на семинар Поэзии.
В 1989 году Вы уехали в Америку. Почему?
Не было уверенности, что Советская Власть когда-нибудь кончится. Казалось, что будущего нет, особенно для пишущего, творческого человека.
Обычно наоборот, гуманитарии, чья работа связана с родным языком, с большим трудом находят себя в иммиграции. Вам не было страшно уезжать из России, другая страна, другой язык?
Нет. Я получила одно из лучших образований в мире. К тому же я закончила английскую спец. школу, так что языковых проблем у меня в Америке никогда не было. Уже через пять дней после приезда в США я устроилась на свою первую работу. Телевизионная карьера началась в конце 90-го года, когда меня пригласили на телевидение RTN. Там два года проработала редактором, а мой муж Александр Гордон - ведущим новостей. Потом всю нашу команду новостей переманило к себе расцветающее тогда телевидение WMNB. Приходим знакомиться. Григорий Антимони, тогда художественный руководитель телевидения, посмотрел на меня исподлобья и спросил: «Так это вы и есть мозговой центр RTN?» Я растерялась. Мне было довольно мало лет. С Гариком мы сразу подружились. В 1994 году начался проект «Нью-Йорк, Нью-Йорк», который Александр Гордон делал вместе с Григорием Антимони для российского телеканала «ТВ-6». Я помогала им со сценарием, но мне тогда не приходило в голову снимать сюжеты самой. В 1997 году Гордон уехал в Москву, и передача осталась на мне. Получасовая авторская передача при бригаде в три человека – это адская работа. В России тем временем менялось отношение к Америке, люди получили возможность выезжать заграницу. Так что, года через два передача перестала быть актуальной. На самом деле, сейчас трудно вспомнить все места и компании, где мне пришлось работать. Я полтора года вела нью-йоркскую полосу в «Новом Русском Слове», участвовала практически во всех телевизионных и радиопроектах русскоязычной Америки. И сейчас, работая на «НТВ Америка», пишу сценарий передачи «Прогулки по Бродвею» для канала «Культура».
Чем работа на НТВ отличается от работы на других русскоязычных телевизионных компаниях?
На самом деле - ничем. Конечно, технология шагнула вперед. Когда я пришла работать на RTN, у нас не было компьютеров и вообще профессионального оборудования, об интернете тогда никто и не думал. Для того, чтобы обеспечить ведущего телесуфлером, мы писали текст от руки на факсовой бумаге, вставляли рулончики в специальную машинку, а потом кто-то сидел на полу и крутил ручку... страшно вспомнить. Сейчас стало намного удобней работать, искать информацию, легче ее обрабатывать. Я очень люблю телевизионную атмосферу, обстановка на любом телевидении мне всегда очень нравилась, особенно сейчас, на НТВ Америка, когда собралась команда единомышленников, люди, которых я знаю много лет.
На Ваш взгляд, способен ли журналист повлиять на происходящее, сделать общество лучше? Или же он просто фиксирует происходящее и передает информацию?
Сделать общество лучше или хуже нельзя. По крайней мере, я в это не верю. Задача журналиста – говорить правду о событиях. Навязывать свою точку зрения кому-то, на мой взгляд, неправильно. Нужно дать человеку самую точную и полную информацию, а выводы предоставить сделать ему. Очень нравится лозунг телеканала Фокс Ньюз: «Мы рассказываем. Вы решаете». Впрочем, этот телеканал в последнее время упорно занимает ультраправую позицию, то есть, занимается пропагандой и не выполняет собственную благородную задачу.
Правильно ли утверждать, что для того, чтобы сделать хороший репортаж у телекорреспондента должна быть своя четкая позиция на происходящее? Или наоборот, свое мнение и эмоциональность могут помешать осветить событие объективно?
Если тележурналист высказывает свой взгляд на события, это комментарий. Репортаж с места событий – это другой жанр, там своя точка зрения не нужна. От журналиста требуется показать и рассказать, что случилось. В любом случае, если мне попадается тема, которая меня сильно волнует, пытаюсь себя сдерживать. А то получится, как у Ильфа и Петрова: «Остапа несло».
Где Вы себя чувствуете уютней, когда читаете текст за кадром или стоите перед камерой?
Приходится делать все. Но я люблю действовать с обратной стороны камеры. Когда стоишь перед камерой, необходимо играть. И чувствовать себя раскованно. И любить себя немного больше, чем мне удается. А мне больше нравится писать тексты, чем быть в кадре. Мы уже говорили о том, как я люблю читать и писать.
Жалеете ли Вы о том, что уехали из Москвы? Возможно, там Вам удалось бы большего достичь?
Нет. Я часто туда езжу, но обстановка мне кажется незнакомой. Видимо, я отвыкла от российского образа жизни. Странное ощущение, будто в незнакомой стране я владею языком аборигенов. Вернуться в Россию означало бы для меня снова пройти такой же путь иммиграции.
Что Вам нравится и не нравится в Америке?
Давно не задумывалась над этим. Для меня Америка – естественная среда обитания. Временами что-то начинает раздражать, но так было бы всюду. Любое государство должно обладать функциями, которые меня бы раздражали. Для меня (как и для каждого человека) моя частная жизнь – домашняя, рабочая, литературная – всегда будет важнее абстрактного понятия: Америка, Россия, Китай...
Довольны ли Вы своей жизнью или хочется что-то кардинально изменить?
Иметь больше денег? Если серьезно, у меня нет чувства неудовлетворенности или невостребованности. Мне нравится моя работа. Помимо телевидения, последние три года пишу много прозы. Подборка рассказов была недавно напечатана в московском литературном альманахе «Предлог». Стихи, видимо, тоже буду печатать. Во всяком случае, недавно снова начала их писать. Совсем скоро поеду в Англию на поэтический конкурс, который проводит русская служба BBC и «Литературная газета». Мои стихи попали в десятку лучших. Планирую когда-нибудь написать роман. Настоящий русский писатель должен написать хотя бы один роман. Жалею разве что о том, что прозой стала заниматься серьезно только три года тому назад. Хотя, с другой стороны, проза требует зрелости.
Кто главные герои Ваших рассказов?
Русские люди, живущие в Америке. Писать принято о том, что хорошо знаешь.
Кем Вы себя больше ощущаете: журналистом, писателем или поэтом?
Когда я приехала в Америку и начала работать в телевизионных новостях, меня это увлекло. Мне понравилось быть журналистом, и на протяжении многих лет я действительно считала себя только журналистом. Но когда начала писать прозу, поняла, что ничего интересней быть не может. Последнее время на телевидении не работала и не думала, что когда-нибудь туда вернусь. Но сейчас снова попала в привычную среду и поняла, что мне этого очень не хватало. Поэтому ощущаю себя писателем, которому очень хорошо в новостном отделе «НТВ Америка». И писать, разумеется, продолжаю.
Анна Санина